Главная От истоков к настоящему Наши достижения Фотогалерея Большой Музыкант и большой Человек.К 100-летию Григория Захаровича Райхеля, имя которого носит наша школа

granty-2

Большой Музыкант и большой Человек.К 100-летию Григория Захаровича Райхеля, имя которого носит наша школа

Большой Музыкант и большой Человек.
К 100-летию Григория Захаровича Райхеля, имя которого носит наша школаВ 2020 году исполняется 100 лет со дня рождения Григория Захаровича Райхеля – музыканта-исполнителя, дирижера, педагога, администратора – человека, чье имя носит наша школа.Григорий Захарович Райхель родился 12 ноября 1920 года в семье художника скульптора. Отец рано понял, что его сын талантлив, и в 5 лет маленький Григорий начал учиться играть на скрипке. В 13 лет он поступает в Вильнюсский музыкальный институт. Несмотря на исключительный талант и огромную работоспособность, юноше пришлось проявить большое упорство для того, чтобы закончить музыкальное образование. Средств отца, работавшего оформителем в кинотеатрах, не хватало на то, чтобы прокормить семью. И студент-скрипач уже в 15 лет начинает работать в оркестрах Вильнюса. По окончании института Григорий Райхель становится солистом Белорусской Госэстрады, работает концертмейстером симфонического оркестра Белорусского радио, создает струнный квартет, серьезно занимается дирижированием. И вдруг все обрывается. Война резко меняет планы, путь музыканта пролег на восток. Райхель работает в оркестре второго московского театра оперетты, вскоре становится главным дирижером оркестра и направляется на гастроли в Саратовский театр музыкальной комедии. Попадает под бомбежку, скрипка сгорает, и он получает серьезное ранение в руку. Григорий Захарович переживает жесточайшее потрясение, крах надежд, карьеры, жизни. Раненая рука не действует. Преодолевая боль, он очень много занимается; двигательные функции восстанавливаются, но, к сожалению, очень медленно. Райхелю почти удалось вернуть себе прежнюю форму. Хотя с тех пор у него всегда дрожала правая рука. Однако, не в тот момент, когда он играл. Достаточно было ему взять смычок и последствия тяжелого ранения чудесным образом исчезали. Григорий Райхель становится концертмейстером оркестра, а затем главным дирижером Саратовского театра музыкальной комедии. В декабре 1943 года Райхель переезжает в Тулу. Сорок лет, самых плодотворных, творческих, насыщенных, музыкант отдает нашему городу. В 1948 г. Григория Райхеля приглашают в Тульское музыкальное училище им.Даргомыжского преподавателем по классу скрипки. Затем он возглавил секцию струнно-смычковых инструментов, а спустя три года становится заведующим учебной частью Тульской областной музыкальной школы. Именно благодаря его хлопотам и заботам ТОМШ получила новое здание. Эта школа была его детищем. По инициативе Григория Райхеля в ней были созданы различные музыкальные коллективы из учащихся и педагогов, симфонический оркестр. Для Райхеля научить играть на инструменте означало жить светлой жизнью, испытывая радость общения с музыкой. Его в Туле ценили и трудно сказать, в каком из видов музыкальной деятельности он был талантливее всего. Современники вспоминали игру Райхеля: «На сцену вышел худощавый молодой человек. Бледность лица еще более подчеркивала жгучую черноту волос, бровей и глаз. Он играл «Цыганские напевы» Сарасате. С первых же аккордов музыкант будто бы слился с инструментом. Тонкие нервные пальцы стали единым целым со смычком. Замирали, невидимо тая в зале, звуки, чтобы через секунду вспыхнуть с новой силой и обрушиться на слушателей захватывающей душу волной. Стоя на этой сцене со скрипкой в руках, он был прекрасен, и слушать его было настоящим наслаждением. Зал рукоплескал. И чем дольше длилось это восторженное выражение чувств, тем смущеннее и растеряннее выглядел скрипач». (Из статьи З.Дмитриевой, газета «Коммунар», 1970 г.). Несмотря на запоминающийся сценический образ, в жизни Григорий Захарович был непубличным, скромным человеком. Его коллеги и ученики вспоминают наполненные добротой глаза, чуть ироничную улыбку, интонации речи, никогда не поднимавшиеся выше, чем позволяло ему природное чувство такта и достоинства, выразительные чистые интонации скрипичных мелодий. Григорий Захарович был не только большим музыкантом, но и большим человеком, и это делало его особым явлением, выделявшим из немалого числа талантливых руководителей-музыкантов. Под его руководством были созданы: симфонический оркестр, различные музыкальные коллективы педагогов и учащихся. С особой теплотой многие помнят возглавляемый им педагогический ансамбль скрипачей. Во многом именно благодаря Григорию Захаровичу музыкальная школа получила новое здание, в котором музыкальная жизнь учащихся, педагогов была украшена творческими встречами с композиторами и музыкантами-исполнителями. Вспоминает Г. С. Гиндес: «Райхель был, пожалуй, единственный проживающий в Туле человек, которому удавалось со всеми ладить и сотрудничать, никому не причинял плохого. Для меня это не образец, а ступень, до которой я еще и сейчас не дорос, может быть, и не дорасту. Когда я смотрел на то, как он работает, то мне казалось, что все дается ему очень легко, а начинал делать сам - все было не так-то просто. Он являлся руководителем одной из лучших музыкальных школ. В Тулу при Райхеле зачастили с концертами именитые музыканты, многие с удовольствием играли в школьном концертном зале. Дети получили возможность сразу послушать музыку в исполнении известных артистов. В музыкальной школе в 60-70-е годы побывали Д. Б. Кабалевский, А. Каплан (фортепиано), Н. Бейлина (скрипка), А. Беляев (баян), Э. Гилельс (фортепиано). Григорий Захарович создавал скрипичные детские ансамбли, на общественных началах оказывал методическую помощь педагогам районов. Ездил по районам, ночевал в жутких условиях. Несколько раз Григорий Захарович делал попытки организовать в Туле симфонический оркестр. Был его художественным руководителем».В 1982 г. Григорий Захарович переехал жить в Волгоград. В 1995 г. скончался. По многочисленным просьбам музыкальной общественности города в 1996 году администрация области подписала указ о присвоении ТОМШ имени Г.З.Райхеля. Так Райхель вернулся в свою школу, подарив ей свое имя.

Вспоминает ученица Г.З. Райхеля:

«…Я вспоминаю Райхеля каждый раз, когда надо сделать какой-то шаг в жизни. Невольно задаю себе вопрос: а как бы он поступил в таком случае? А если вдруг сделаю что не так – мучаюсь, словно огорчила его, обидела. Вижу его укор. Молчаливый, выражаемый одними глазами. Он ведь ни на своих учеников, ни на преподавателей никогда не повышал голоса.»

Из воспоминаний завуча музыкальной школы Ассауленко Л.Г.:

«…Райхель становился очень «придирчивым», когда, например, шло утверждение учебного плана. «Думать, думать, думать», - требовал он. «Нельзя работать так, как работали в прошлом, надо искать новые формы преподавания, надо включать в учебную программу новые произведения. Это диктует жизнь.» Григорий Захарович выступал за новаторство.»

Из воспоминаний выпускницы школы Белолипецкой В.С.:

«…В начале 50-х годов прошлого века, когда в Тулу почти не приезжали столичные артисты, главным и очень праздничным событием были концерты ансамбля скрипачей под руководством Г.З. Райхеля. Музыкальные вечера проходили в зале школы, в старом ее здании на ул. Тургеневская.

Я, 8-летняя ученица, мама, папа – мы все торжественно собирались и шли вниз по улице Коммунаров (нынешний проспект Ленина) на концерт. И вот Григорий Захарович выходит на сцену – черная прядь косо падает на лоб, взмахивает смычком – и чудесные звуки струнной музыки льются в зал. Это была огромная радость!

В этом же зале я играла и программы своих экзаменов. Стою за дверью, коленки подгибаются, слышу строгий голос Райхеля, сидящего во главе комиссии: «Белолипецкая…». Поднимаюсь на сцену. В окне был виден Успенский собор на нынешней площади Ленина. Это всегда как-то успокаивало меня, и экзамены сдавались на «отлично».

 Из воспоминаний заслуженного работника культуры РФ Насонова В.С., октябрь 1976 г.

«…Мы, группа преподавателей школы, в селе Дворики Воловского района помогали убирать урожай сахарной свеклы. Прошло уже 2 недели, а другой группы, которую нам обещали прислать на смену, пока нет. Все уже подустали, настроение подавленное. Вечереет. Уныло тащимся на ужин. У дверей столовой стоит Григорий Захарович! Улыбается смущенно, немного растерянно. Кинулись к нему, на душе посветлело. Он расспросил о работе, о быте, как нас кормят. Согретые вниманием, теплыми словами и его улыбкой, мы ощутили себя как то уютнее в нашем не очень-то комфортном быте. Он, видимо, почувствовал наше настроение и приехал подбодрить.

Это было так неожиданно, так кстати и так по-райхелевски!»

Из воспоминаний преподавателя Прокофьева В.П:

«…Вот он стоит на деревянном возвышении – факир, заклинатель явлений, стихий – Райхель Григорий Захарович:

Это он - дирижер симфонического оркестра ТКИ (ТМУ) им. А.С. Даргомыжского;

Это он - дирижер и руководитель симфонического оркестра ТОФ;

Это он - руководитель ансамбля скрипачей детской филармонии;

Это он - директор нашей школы.

Приступая к написанию воспоминаний о Г.З. Райхеле я подсознательно думал – хорошо, что судьба свела меня с Человеком, который определил, в конечном итоге, мой жизненный путь, мою судьбу.

Впервые увидел Г.З. Райхеля в 1958 году в ТКИ им. Даргомыжского. Григорий Захарович работал преподавателем и был дирижером симфонического оркестра. Я учился у него по классу дирижирования и инструментоведения. Занятия Григорий Захарович проводил интересно, с желанием, выдумкой. Когда я шел на урок, то задавал себе вопрос – «А что сегодня я получу нового?» Конечно, получал огромное удовольствие от уроков Г.З. Райхеля.

Так, на занятиях дирижирования – эмоциональность, стремление отдать все лучшее – было у него «в крови», заложено в характере. На уроках по инструментоведению мы овладевали навыками по переложению партитур для народного и симфонического оркестра.

Все занятия приносили чувство удовлетворения, заставляли по-иному смотреть на музыкальные произведения, оставаясь в памяти на долгие, долгие годы.

Г.З.Райхель, являясь директором школы, умело руководил коллективом. На всех собраниях, будь то школьные педсоветы или областные совещания, когда Григорий Захарович выступал, стояла тишина. Все внимательно и даже с глубоким почтением слушали его.

Он всегда был с коллективом – на субботниках, на сельскохозяйственных работах. Брал в руки лопату и трудился как остальные преподаватели. Работая с детским ансамблем скрипачей в Тульской филармонии, Григорий Захарович выступал с концертами в городе и области. Играя в Кремлевском дворце съездов, встречался с руководителем ансамбля народного танца И. Моисеевым.

Григорий Захарович оставил хорошее наследие – это его ученики. На школьном стенде, посвященном Г.З. Райхелю, есть статьи его выпускников, которые очень проникновенно и с любовью написали о своем Учителе.»

Из воспоминаний заслуженного работника культуры РФ Плугатар Л.А.:

«Вспоминая Г.З. Райхеля, на душе становится тепло и светло. Он был удивительным человеком – тонкого ума, прекрасно воспитан, выдающийся музыкант и директор нашей музыкальной школы.

Мое первое знакомство с Григорием Захаровичем произошло в далеком детстве, когда я была маленькой девочкой, ученицей музыкальной школы. В тот день мама привела меня на урок фортепиано. Зайдя в класс, я увидела высокого красивого мужчину с сединой в волосах. Но больше всего мне понравилась его добрая улыбка. Смутившись, я неуверенным шагом зашла в класс. Учительница, увидев мое смущение, подвела к мужчине и тихо сказала:

- Знакомься, это Григорий Захарович Райхель – замечательный скрипач и дирижер симфонического оркестра.

С первых дней моего музыкального становления я была солисткой хора. Подведя меня к роялю, Григорий Захарович предложил мне что-нибудь спеть. И когда я спела «Горные вершины» А. Рубинштейна и «Жаворонка» М. Глинки- он одобрил мою любовь к классике.

Г.З. Райхель всегда присутствовал на воскресных репетициях сводного хора. Одна из таких репетиций определила мою судьбу.

Мы готовились к отчетному концерту. Но педагог по хору заболел, отменять репетицию не стали. И так как Г.З. Райхель был дирижером симфонического оркестра, он начал с ними заниматься. Когда хор стал петь «Школьные годы» Д. Кабалевского - Григорий Захарович подозвал меня и предложил встать на дирижерское место. Возможно, именно в тот день Г.З. Райхель увидел мое будущее. И, несмотря на то, что мне пророчили профессию теоретика, я после окончания школы поступила в Тульское музыкальное училище им. А.С. Даргомыжского на дирижерско-хоровое отделение.

Вот такую судьбоносную роль сыграла в моей жизни встреча с Г.З. Райхелем.

 

Последние новости

II открытый межрегиональный конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Весенние фанфары», 21 апреля 2024 г., г. Тула

Поздравляем призёров и участников II открытого межрегионального конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных... 23 April 2024 Подробнее...

Мир раскрасим голосами. Отчётный концерт учащихся отделения сольного пения

     Сегодня, 23 апреля, в Тульском музее изобразительных искусств состоялся отчётный концерт учащихся отделения... 23 April 2024 Подробнее...

II Всероссийский конкурс педагогического и исполнительского мастерства «Педагогика как искусство», 14-17 апреля 2024 г., г. Нижний Новгород

    Поздравляем Дипломанта II Всероссийского конкурса педагогического и исполнительского мастерства «Педагогика... 18 April 2024 Подробнее...

III Всероссийский конкурс юных исполнителей на народных инструментах «Озорные наигрыши», март 2024 г., г. Сокол

Поздравляем Лауреатов III Всероссийского конкурса юных исполнителей на народных инструментах «Озорные наигрыши»:... 18 April 2024 Подробнее...
Просмотр материалов
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня73
mod_vvisit_counterВчера2215
mod_vvisit_counterЗа неделю4404
mod_vvisit_counterЗа прошлую неделю9158
mod_vvisit_counterЗа месяц29814
mod_vvisit_counterЗа прошлый месяц34833
mod_vvisit_counterВсего2104832

Онлайн: 14
Ваш IP: 3.138.114.38
MOZILLA 5.0,
Дата: 2024-04-25 02:58