Вспоминает ученица Г.З. Райхеля:
«…Я вспоминаю Райхеля каждый раз, когда надо сделать какой-то шаг в жизни. Невольно задаю себе вопрос: а как бы он поступил в таком случае? А если вдруг сделаю что не так – мучаюсь, словно огорчила его, обидела. Вижу его укор. Молчаливый, выражаемый одними глазами. Он ведь ни на своих учеников, ни на преподавателей никогда не повышал голоса.»
Из воспоминаний завуча музыкальной школы Ассауленко Л.Г.:
«…Райхель становился очень «придирчивым», когда, например, шло утверждение учебного плана. «Думать, думать, думать», - требовал он. «Нельзя работать так, как работали в прошлом, надо искать новые формы преподавания, надо включать в учебную программу новые произведения. Это диктует жизнь.» Григорий Захарович выступал за новаторство.»
Из воспоминаний выпускницы школы Белолипецкой В.С.:
«…В начале 50-х годов прошлого века, когда в Тулу почти не приезжали столичные артисты, главным и очень праздничным событием были концерты ансамбля скрипачей под руководством Г.З. Райхеля. Музыкальные вечера проходили в зале школы, в старом ее здании на ул. Тургеневская.
Я, 8-летняя ученица, мама, папа – мы все торжественно собирались и шли вниз по улице Коммунаров (нынешний проспект Ленина) на концерт. И вот Григорий Захарович выходит на сцену – черная прядь косо падает на лоб, взмахивает смычком – и чудесные звуки струнной музыки льются в зал. Это была огромная радость!
В этом же зале я играла и программы своих экзаменов. Стою за дверью, коленки подгибаются, слышу строгий голос Райхеля, сидящего во главе комиссии: «Белолипецкая…». Поднимаюсь на сцену. В окне был виден Успенский собор на нынешней площади Ленина. Это всегда как-то успокаивало меня, и экзамены сдавались на «отлично».
Из воспоминаний заслуженного работника культуры РФ Насонова В.С., октябрь 1976 г.
«…Мы, группа преподавателей школы, в селе Дворики Воловского района помогали убирать урожай сахарной свеклы. Прошло уже 2 недели, а другой группы, которую нам обещали прислать на смену, пока нет. Все уже подустали, настроение подавленное. Вечереет. Уныло тащимся на ужин. У дверей столовой стоит Григорий Захарович! Улыбается смущенно, немного растерянно. Кинулись к нему, на душе посветлело. Он расспросил о работе, о быте, как нас кормят. Согретые вниманием, теплыми словами и его улыбкой, мы ощутили себя как то уютнее в нашем не очень-то комфортном быте. Он, видимо, почувствовал наше настроение и приехал подбодрить.
Это было так неожиданно, так кстати и так по-райхелевски!»
Из воспоминаний преподавателя Прокофьева В.П:
«…Вот он стоит на деревянном возвышении – факир, заклинатель явлений, стихий – Райхель Григорий Захарович:
Это он - дирижер симфонического оркестра ТКИ (ТМУ) им. А.С. Даргомыжского;
Это он - дирижер и руководитель симфонического оркестра ТОФ;
Это он - руководитель ансамбля скрипачей детской филармонии;
Это он - директор нашей школы.
Приступая к написанию воспоминаний о Г.З. Райхеле я подсознательно думал – хорошо, что судьба свела меня с Человеком, который определил, в конечном итоге, мой жизненный путь, мою судьбу.
Впервые увидел Г.З. Райхеля в 1958 году в ТКИ им. Даргомыжского. Григорий Захарович работал преподавателем и был дирижером симфонического оркестра. Я учился у него по классу дирижирования и инструментоведения. Занятия Григорий Захарович проводил интересно, с желанием, выдумкой. Когда я шел на урок, то задавал себе вопрос – «А что сегодня я получу нового?» Конечно, получал огромное удовольствие от уроков Г.З. Райхеля.
Так, на занятиях дирижирования – эмоциональность, стремление отдать все лучшее – было у него «в крови», заложено в характере. На уроках по инструментоведению мы овладевали навыками по переложению партитур для народного и симфонического оркестра.
Все занятия приносили чувство удовлетворения, заставляли по-иному смотреть на музыкальные произведения, оставаясь в памяти на долгие, долгие годы.
Г.З.Райхель, являясь директором школы, умело руководил коллективом. На всех собраниях, будь то школьные педсоветы или областные совещания, когда Григорий Захарович выступал, стояла тишина. Все внимательно и даже с глубоким почтением слушали его.
Он всегда был с коллективом – на субботниках, на сельскохозяйственных работах. Брал в руки лопату и трудился как остальные преподаватели. Работая с детским ансамблем скрипачей в Тульской филармонии, Григорий Захарович выступал с концертами в городе и области. Играя в Кремлевском дворце съездов, встречался с руководителем ансамбля народного танца И. Моисеевым.
Григорий Захарович оставил хорошее наследие – это его ученики. На школьном стенде, посвященном Г.З. Райхелю, есть статьи его выпускников, которые очень проникновенно и с любовью написали о своем Учителе.»
Из воспоминаний заслуженного работника культуры РФ Плугатар Л.А.:
«Вспоминая Г.З. Райхеля, на душе становится тепло и светло. Он был удивительным человеком – тонкого ума, прекрасно воспитан, выдающийся музыкант и директор нашей музыкальной школы.
Мое первое знакомство с Григорием Захаровичем произошло в далеком детстве, когда я была маленькой девочкой, ученицей музыкальной школы. В тот день мама привела меня на урок фортепиано. Зайдя в класс, я увидела высокого красивого мужчину с сединой в волосах. Но больше всего мне понравилась его добрая улыбка. Смутившись, я неуверенным шагом зашла в класс. Учительница, увидев мое смущение, подвела к мужчине и тихо сказала:
- Знакомься, это Григорий Захарович Райхель – замечательный скрипач и дирижер симфонического оркестра.
С первых дней моего музыкального становления я была солисткой хора. Подведя меня к роялю, Григорий Захарович предложил мне что-нибудь спеть. И когда я спела «Горные вершины» А. Рубинштейна и «Жаворонка» М. Глинки- он одобрил мою любовь к классике.
Г.З. Райхель всегда присутствовал на воскресных репетициях сводного хора. Одна из таких репетиций определила мою судьбу.
Мы готовились к отчетному концерту. Но педагог по хору заболел, отменять репетицию не стали. И так как Г.З. Райхель был дирижером симфонического оркестра, он начал с ними заниматься. Когда хор стал петь «Школьные годы» Д. Кабалевского - Григорий Захарович подозвал меня и предложил встать на дирижерское место. Возможно, именно в тот день Г.З. Райхель увидел мое будущее. И, несмотря на то, что мне пророчили профессию теоретика, я после окончания школы поступила в Тульское музыкальное училище им. А.С. Даргомыжского на дирижерско-хоровое отделение.
Вот такую судьбоносную роль сыграла в моей жизни встреча с Г.З. Райхелем.