03 Окт 2014 09:00 / Культура
Юлия Греченкова
Андрей Лыженков
В музыкальной школе им. Райхеля идет 106-й учебный годГоворя о Дне учителя, подразумевают обычно, что это профессиональный праздник сотрудников школ. О преподавателях вузов, средних специальных заведений и, скажем, музыкальных школ в этой связи вспоминают куда реже.
Такое положение дел совершенно незаслуженно и, конечно, обидно для преподавателей сферы дополнительного образования. С этого и началась наша беседа с директором музыкальной школы имени Райхеля Игорем Лукопровым, заслуженным работником культуры Российской Федерации.
Игорь Лукопров: преподаватель музыки — прежде всего личностьВ «музыкалке» учатся 760 тульских детей в возрасте от 7 до 18 лет. Что, если задуматься, вовсе немало.
Уроки по большей части индивидуальные: преподаватель с учеником – один на один, а значит, на первый план выступает общение личностное. Такой подход к ребёнку сейчас вообще ставится во главу образовательных принципов. Но в случае с преподаванием музыки становится единственно возможным.
– Тот заряд энергии, который ребёнок получает от преподавателей, уверен, остаётся с ним на всю жизнь, – говорит Лукопров. – И по большому счету работа наших сотрудников круглосуточна. Выйдя вечером за школьные двери, они не отключаются, не абстрагируются, а продолжают обдумывать, какое произведение, скажем, дать тому или иному подопечному.
В школе работают 105 преподавателей, обучающих детей игре на фортепиано, скрипке, трубе, баяне и гуслях. На базе учреждения есть оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, ансамбль скрипачей, секстет кларнетистов, сводный хор. И сольно, и в составе этих и других коллективов учащиеся дают около 500 концертов в год. Дети играют в музеях, библиотеках, школах, детских садах, центрах социальной защиты и реабилитации. Музыкальная школа выступала в качестве одного из организаторов Всероссийского конкурса «Я – Артист». Участие в творческом соревновании приняли сто талантливых музыкантов из двенадцати регионов. В жюри конкурса вошли ведущие специалисты в области фортепианного искусства из Москвы, Тулы, Новомосковска и Орла. А многие призовые места достались именно тулякам.
Игорь Лукопров, кстати, уверен, что детей, лишённых музыкального таланта, нет. Если ребёнок любит музыку и умеет трудиться, можно достичь больших успехов.
– Многое тут, конечно, зависит не только от ребёнка, но и его родителей, – замечает директор. – Мамы и папы в идеале должны помочь чаду развиваться. Не все находят время на то, чтобы вести его в музыкальную школу. А жаль, ведь творческая деятельность не хуже обычных школьных занятий стимулирует развитие мышления. Музыка – это смыслы, заключённые в звуках.
В этом году шестеро учеников райхелевской школы приняли участие в сводном тысячеголосом хоре России. Дирижёром масштабного коллектива стал художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. А попечительский совет возглавила заместитель председателя Российского правительства Ольга Голодец.
– Для того чтобы попасть в хор, ребёнок должен не только хорошо петь, но и уметь читать ноты с листа,– отмечает Лукопров. – Всем вокалистам по 12–13 лет…
В его составе юные туляки спели на церемонии закрытия Олимпиады-2014. После дебюта в Сочи гигантский детский коллектив спел на праздновании Дня России в Ялте. Проект, надо отметить, для того и создавался, чтобы выступать на мероприятиях общероссийского и международного масштаба.
На День города и области райхелевцы участвовали во флешмобе «Поющий тульский край» на площади Ленина в областном центре. В 13 часов на всех главных площадях региона дети вместе со зрителями исполнили одну из самых популярных песен «Тула – земля моя!»
В этом году в первый класс музыкальной школы набрали 160 ребят. Свои требования к поступающим, несомненно, имеются, однако не жёсткие. Так, ребёнку нужно суметь повторить за преподавателем нехитрый ритм – прохлопать его в ладоши. Кроме того, школа, считающаяся учреждением дополнительного образования, несравнима с кружками по интересам. В школе дают серьёзное образование, с занятий дети уходят, получив домашнее задание. Без систематических упражнений успехов в творческой деятельности достичь не получится.
Сейчас в открывшейся в 1908 году школе имени Райхеля идёт 106-й учебный год. Ежегодно оканчивают её 80–90 ребят. Сразу одиннадцать прошлогодних выпускников, кстати, сумели поступить в высшие и средние специальные музыкальные заведения. А это очень неплохой показатель.